Строители, проектировщики, сметчики ежегодно выдвигают десятки инициатив по улучшению федеральных норм, законов в сфере строительства и проектирования объектов капитального строительства.
В Екатеринбурге в рамках Международного форума отобрали лучшие инициативы и сформировали резолюцию. Это документ, содержащий 30 предложений участников по совершенствованию норм и законов (44 ФЗ, 223 ФЗ) в строительстве и проектировании. Резолюция уже направлена в Минфин и Минстрой.
Насущная проблема стройотрасли – демпинг цен, как факт – выбор подрядчиков по цене, а не по опыту и репутации. Последствия: срыв сроков строительства.
Проблема вытекает из существующего законодательства: при отборе подрядчика цена контракта и опыт исполнителя оцениваются в соотношении 60% на 40%. Соответственно, выигрывает торги тот, кто предложит наименьшую сумму, а не тот, кто имеет нужную квалификацию и опыт.
Как это выглядит на деле: такой подрядчик получает денежные средства, выполняет часть работ по договору и затем расторгает его за невозможностью выполнить весь объем работ. Процесс строительства растягивается, сроки срываются.
Предложение: опыт и квалификация должны иметь первостепенное значение, поэтому сделать соотношение цены и опыта 40% на 60%.
В ходе реализации строительного объекта происходит значительное его удорожание. Причины зачастую кроятся в малом количеством исходных данных для оценки, к примеру, протяженность инженерных сетей, стоимость присоединения к ним, отсутствия принятых решений по необходимому благоустройству и оснащению объекта.
В практике встречаются случаи, когда после разработки проектно-сметной документации и прохождения экспертизы, стоимость объекта увеличилась в 2-3 раза, но Федеральный закон 44-ФЗ установил порог в 30%.
Предложение: дать право заказчику корректировать стоимость контракта после получения положительного заключения экспертизы и внести соответствующие изменения в приказ No 604/ПР «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта».
По договору в случае, если срок строительства срывается по вине подрядчика, он платит штраф 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки. Если заказчик нарушает срок оплаты, то он платит 0,01% за 10 дней просрочки платежа.
Зачастую, такое положение выгодно заказчику и позволяет оттягивать расчет. Встречаются случаи, что задержка была до 180 дней и больше.
Предложение:
- На законодательном уровне закрепить симметричные штрафные санкции обеим сторона контракта.
- Внести изменения в 223 ФЗ, в 615 Постановление Правительства РФ, а также в Градостроительный кодекс – отсрочка платежа до 7 дней (по аналогии с 44 ФЗ).
Строительство может вестись в разные годы, отдельные виды работ могут осуществляются в разных отчетных периодах, а индекс прогнозной инфляции рассчитывается на год и в целом на объект.
Предложение:
- Внести изменения в законодательство о том, чтобы на момент расчета начальной максимальной цены контракта (YVWR) и на момент его заключения выделенные лимиты бюджетных обязательств не были перераспределены.
- Разработать алгоритм расчета НМЦК и ввести в соответствующие ФЗ и приказы.
В проектировании объектов здравоохранения/культуры/спорта/образования/инженерных сетей может участвовать любая компания, даже не имеющая опыт работы в проектировании таких объектов. Отсутствие нужного опыта приводит к предложению менее эффективных решений, задержкам по проектированию и экспертизе, срыву исполнения федеральных программ.
Предложение: для проектирования подобных объектов у подрядчика должен быть специализированный опыт работы именно по типу объектов, связанных с предметом контракта. Поэтому предлагается внести изменения в части требований к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ и предоставлять потенциальным исполнителям информацию по реализованным объектам:
1) исполненный договор в области здравоохранения/культуры/спорта/образования/инженерных сетей;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы.
Главный аргумент отказа – уже пройдена экспертиза.
Предложение: законодательно закрепить обязанность заказчика признавать ошибки в проектной документации, найденные в процессе строительства, без дополнительного прохождения экспертизы, а также осуществлять процесс строительства с исправленными ошибками.
Хочется отметить, что инициативы участников форума слышат и рассматривают в федеральных органах власти. Поэтому проделанная работа обязательно даст плодотворные результаты. Будем надеется, что уже в ближайшем будущем.
Со всеми предложениями можно ознакомиться в резолюции.