Театр «Альянс» в Атланте размещен в комплексе Центра искусств Вудраффа (1968), и занимаемые им пространства были сейчас впервые по-настоящему реконструированы. Полностью обновили зрительный зал, «закулисные» и технические помещения, а также вестибюль. Архитектурное решение разработало бюро из Нового Орлеана Trahan Architects. Самой запоминающейся частью проекта стало оформление зрительного зала – его будто обернули ажурным деревянным покрывалом. Бюджет составил 23,5 млн долларов.
Театр «Альянс» – крупнейший на юго-востоке США. В 2007 его значение было признано на национальном уровне: коллектив получил престижную премию «Тони» как лучший региональный театр.
После трансформации под руководством Trahan Architects количество мест для зрителей сократилось – с 770 до 650. Это было продиктовано техническим заданием: Центр искусств Вудрафф, частью которого является «Альянс», хотел создать камерное, демократичное пространство, где нет четкой иерархии, где зрители уравнены между собой и при этом максимально приближены к исполнителям. В этом кроется желание восстановить историческую справедливость: в штате Джорджия, как и в целом на Юге США, расовая сегрегация (и, тем более, дискриминация) были очень распространены. До вступления в силу Закона о гражданских правах в 1964 места в театрах были четко разграничены: «цветные» зрители должны были смотреть представление с неудобного верхнего балкона, а партер доставался белым.
Авторы проекта признаются, что чувствовали ответственность за устранение «архитектурной дискриминации» в зале. Размыть видимые различия между зрительскими зонами и ярусами им во многом удалось с помощью непрерывных легких линий деревянных конструкций, а также за счет плавного каскада балконов.
Сейчас зал выглядит как единое пространство, зрители находятся примерно в равных условиях, а все зоны – в равной удаленности от выходов. Перемещаться между ярусами можно не выходя из зала, по двум внутренним лестницам. Архитекторы сократили физическую дистанцию между сценой и зрителями, подвинув партер вперед на 4,5 метра. Для колясочников предусмотрены места на нескольких уровнях, в том числе на «пятачке» в центре зала.
Обшивка конструкциями из гнутой древесины стала экспериментом, в ходе которого авторам пришлось объединить традиционные ремесла и новейшие технологии. Дизайнер Маттиас Плисcниг специализируется на создании мебели из гнутого паром дерева – именно его творения легли в основу проекта – однако он никогда не работал над архитектурными задачами. Масштаб проекта потребовал использования 3D-проекции и моделирования – чтобы гарантировать точность изготовления, а для правильного монтажа использовались данные 3D-сканирования. Для этих задач пригласили компанию FARO, которая занимается разработкой контрольно-измерительных машин. Перед установкой оригинальных деталей команда сделала серию макетов в натуральную величину, чтобы понять, как деревянные детали будут вести себя в помещении.
Производством конструкций занималась фирма CW Keller. В качестве материала они использовали радиально распиленный массив белого дуба, причем в ход шел только валежник. Сверху дерево покрыли красящим пигментом, чтобы дерево красиво старело, и огнестойким составом.
Trahan Architects создали акустическую среду, которая одинаково подходит и для драматических спектаклей, и для мюзиклов. Точно «настроить» звук в помещении помогли деревянные фрагменты: в зависимости от параметров реек и их расположения звук то поглощается, то отражается. Архитекторы воспользовались этим при проектировании.
Также были обновлены помещения для артистов и персонала. Появились новые гримерные, пошивочная мастерская переехала с первого этажа на четвертый – теперь костюмеры могут работать при естественном освещении. Художники по свету получили легкий доступ к верхним установкам – ранее им приходилось подниматься к потолку на монтажной люльке. В задней части театра, за режиссерским пультом архитекторы обустроили уголок, который можно использовать в качестве VIP-зала, «буферной зоны» для опоздавших или переговорной для продюсеров. Туда же можно отвести ребенка, чтобы успокоить, если он вдруг расплачется во время представления.
Деревянные волны
«Нейронный модуль» построен во дворе лабораторного корпуса Близарда Лондонского университета королевы Марии, работе Уилла Олсопа 2005 года в районе Уайтчэпел. Модуль рассчитан на проведение научных «шоу», различных воркшопов, лабораторных экспериментов.
7 июля 2019