Параметры |
Государственная экспертиза |
Негосударственная экспертиза (Группа компаний РусьСтройЭкспертиза) |
Срок проведения экспертизы |
45 – 60 дней |
От 10 дней любые объекты |
Прием документов |
Проект должен быть полностью скомплектован; Вся исходно-разрешительная документация получена. |
Проведение экспертизы параллельно с проектированием: - Можно заходить на экспертизу с готовности одного раздела, остальные предоставляются по мере разработки. - Исходно-разрешительную документацию можно предоставить в процессе экспертизы. |
Ценообразование |
Для определения стоимости экспертизы необходимо предоставить пакет документов и стоимость каждого объекта рассчитывается индивидуально по № 145 постановлению. Для определения стоимости экспертизы необходимо предоставить весь пакет документов . Для нежилых объектов - стоимость проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации в ценах 2001 года. |
Есть фиксированный прайс-лист |
Цена |
Рассчитывается по Постановлению № 145 |
Рассчитывается исходя из трудозатрат, цена экспертизы в среднем на 70% ниже гос. расценок. |
Процедура экспертизы |
Процессы организованы согласно Постановлению №145 и ГК РФ: - входной контроль скомплектованной документации осуществляется до определения цены договора и заключения самого договора - в случае некомплектности ПД, ИИ, ИРД может быть отказано в приеме проекта на экспертизу - процедура экспертизы начинается после поступления оплаты - срок выдачи замечаний не регламентирован - срок получения ответов на замечания устанавливается экспертизой, в случае неполучения ответов/не снятия замечаний экспертиза вправе по умолчанию выдать отрицательное заключение |
Процедура организована максимально удобно для клиента: - цена определяется прайс-листом - для начала работы достаточно скан-копии заявления, договора, и того состава ИРД, ИИ, ПД, которые есть в наличии - график платежей согласуется с ситуацией Заказчика - процессы проводятся параллельно (входной контроль, рассмотрение документации, сведение заключения) - выделяется технический координатор, ответственный за все процессы - есть строго регламентированные сроки процедур: выставление замечаний до 5 раб. дней. рассмотрение ответов 2-3 раб. дня сведения и согласование заключения 3 раб. дня - еженедельные отчеты перед заказчиком о состоянии экспертизы - возможность консультирования с экспертами - текст заключения согласуется с Заказчиком - курьерские услуги по доставке оригиналов документов и заключения за счет экспертизы |
Отрицательное заключение |
Выдача отрицательного заключения является стандартной процедурой, наравне с выдачей положительного заключения. |
Цель нашей работы – положительное заключение экспертизы, которое станет юридическим гарантом для Заказчика на всех этапах – от разрешения на строительство до эксплуатации объекта. |
География работы |
Объекты только в своем регионе |
Объекты по всей территории РФ |
Эксперты |
Девствуют согласно предписаниям нормативов гос.экспертизы |
Понимают цели и задачи заказчика, не затягивают сроки, выставляют адекватные замечания, готовы к диалогу |
Вопросы и ответы
Для государственной экспертизы стоимость определяется формулой, заложенной в Постановлении Правительства РФ № 145. Для негосударственной экспертизы стоимость определятся индивидуально и зависит, как правило, от вида объекта (жилой, нежилой, промышленный, линейный и проч.), общей площади помещений здания, сложности разработанного проекта, срочности проведения экспертизы и некоторых других факторов. Как правило, проведение негосударственной экспертизы строительного проекта обходится заказчику на 30-70 % дешевле стоимости, которую запрашивает государственная экспертная организация.
Ответ: Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при отклонении параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, такая проектная документация подлежит повторному утверждению застройщиком или заказчиком после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу повторно.
Сроки проведения экспертизы договором и составляют 10 - 25 рабочих дней. Срок прохождения процедуры негосударственной экспертизы зависит от состояния проектной документации и сроков ответов на замечания экспертов со стороны проектной организации. Стандартный срок по типовой договору составляет 25 раб. дней.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
6) экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство
7) в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
8) Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением кап. ремонта дорог общего пользования.
Ответ: Это вопрос к юристу. Скорее всего, если будет доказано, что именно принятые объемно-планировочные, конструктивные и технические решения стали причиной гибели людей, то достанется всем.
Вопрос: По изменениям ПП РФ 815 СП 54.13330 с 01 сентября перестанет действовать на обязательной основе, СП 59.13330.2020 остается разместить, при входе в Н3 можно, только надо учесть наличие нормативного прохода и проекции места для инвалида и сопровождающего.
Ответ: С 01 сентября 2022 ПП № 815 утрачивает силу, но СП 59.13330.2020 остается. Пункты, обязательные к исполнению после 01.09.2022, еще не уточнены.
Вопрос: В Методике есть разночтение с СП 1.13130.2020: какие требования к габаритам и оборудованию санузлов, доступных как для инвалидов, так и для всех, особенно в части расстановки оборудования и его использования?
Ответ: СП 1.13130.2020 отвечает за пути эвакуации. Согласно п.8.2 СП 136.13330.2012 в общественных зданиях и сооружениях санитарно-бытовые помещения рекомендуется размещать на каждом уровне (этаже), где находятся посетители, а также в помещениях для матери и ребенка. Если универсальная кабина одна, то ее надо размещать на первом этаже вблизи от входа. Требования к их проектированию приведены на рисунках Г.6-Г.12, в таблице А.3 (поз.7-10) СП 136.13330.2012.
Вопрос: Хотелось бы понимать, на основании какого положения необходимо выполнить согласование с соцзащитой и ООИ?
Ответ: Согласование с органами социальной защиты населения в разных регионах нашей страны требует администрация города по своему внутреннему регламенту, когда застройщик приходит урегулировать расхождение проектных решений с требованиями СП 59 (в условиях «стесненной застройки», «разумного приспособления» и т.п.). Проектные решения должны быть спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму неудобство и расхождение с требованиями СП. Поэтому все технические приспособления на входах, не регламентированные в СП, должны применяться на основании какого-либо документа, выданного организацией, которая контролирует соблюдение прав граждан из категорий МГН. Как показывает практика, в разных регионах местная администрация принимает разные меры по урегулированию отхождений от норм организации доступа МГН на объект.
Вопрос: На каком основании и, при каких условиях, возможно согласовать установку платформу на входе или применение аппарелей на лестничных маршах?
Ответ: Конкретных оснований и условий для согласования нет. Страна большая, регионы с разными возможностями и разным подходом к вопросу МГН. Все зависит от практики в конкретном регионе. В некоторых регионах администрация населенного пункта, совместно с местными органами социальной защиты населения, исходя из конкретных условий (отсутствие лифтового хозяйства, стесненные условия, разумное приспособление и т.п.) принимает решение о возможности применения различных технических приспособлений для доступа МГН группы М4, иногда оговаривая условия их использования, либо согласовывают задание с отсутствием доступа, но при этом предусматривает компенсирующие мероприятия (кнопка вызова сотрудника предприятия для обслуживания МГН и т.п.)
Вопрос: 6.1.2 В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.
Ответ: Да. Пункт 6.1.2 СП 59.13330.2020 обязателен к применению согласно ПП № 815 и не предусматривает на входах использование аппарелей и подъемников. По требованиям СП на перепаде высот нужен пандус. Проектные решения должны быть спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму неудобство и расхождение с требованиями СП. Поэтому все технические приспособления на входах, не регламентированные в СП, должны применяться на основании какого-либо документа, выданного организацией, которая контролирует соблюдение прав граждан из категорий МГН.
Вопрос: Какая должна быть площадь дополнительных помещений или специальных зон для обслуживания МГН в магазинах если идти по СП 31-102-99 п.17.7 (Администрация согласна)
Ответ: Согласно п.8.1.11 СП 59.13330.2020: площадь помещения для индивидуального приема посетителей, также доступного для инвалидов, должна быть 12 м, а на два рабочих места - 18 м. В помещениях или зонах приема, или обслуживания посетителей на несколько мест, доступных для инвалидов, должно быть одно место или несколько мест, скомпонованных в общую зону.
П.8.4.8 СП 59.13330.2020: в магазинах готовой одежды, где имеются примерочные одежды, должно быть не менее одной специализированной примерочной для инвалидов (допускается универсальная для мужчин и женщин), с возможностью разворота на кресле-коляске, а также оборудованной опорными поручнями, зеркалом, нижний край которого находится на высоте 0,35-0,45 м от уровня пола, устройством вызова помощи. Габариты примерочной кабины для инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, - не менее 2,3х2,5 м.
Вопрос: Пожаробезопасная зона 1 типа - можно ли ее разместить в тамбур-шлюзе с подпором воздуха, размещенном при входе в лестничную клетку Н3 в автостоянке?
Ответ:
Согласно СП 1.13130.2020 п.9.2.2. Пожаробезопасные зоны 1-го типа могут предусматриваться:
- в отдельных помещениях;
- в лифтовых холлах.
Пожаробезопасная зона должна выделяться строительными конструкциями с пределами огнестойкости, соответствующими пределам огнестойкости внутренних стен лестничных клеток для зданий соответствующей степени огнестойкости.
Подпор воздуха при пожаре в помещение пожаробезопасной зоны должен быть предусмотрен в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Расход наружного воздуха, подаваемого в тамбур-шлюз на входе в такое помещение, должен быть не менее требуемого для тамбур-шлюзов незадымляемых лестничных клеток типа Н3 по СП 7.13130. При этом подача наружного воздуха с подогревом непосредственно в
помещение пожаробезопасной зоны не требуется.
При размещении пожаробезопасной зоны в отдельном помещении должен быть предусмотрен один из следующих вариантов выхода из указанного помещения или любая комбинация таких вариантов:
• в лифтовой холл, отвечающий требованиям настоящего пункта, непосредственно, через коридор или воздушную зону;
• на эвакуационную лестничную клетку непосредственно, через коридор или воздушную зону.
• при отсутствии противодымной защиты лестничной клетки на входе в нее на каждом из этажей следует предусматривать тамбуры с противопожарными дверями с пределом огнестойкости не ниже EI 30, за исключением случая, когда вход в лестничную клетку осуществляется через воздушную зону;
• на лестницу 3-го типа непосредственно или через коридор.
Исходя из этого: тамбур-шлюз может быть принят как отдельное помещение, но должны быть соблюдены в его отношении соответствующие требования по площади, огнестойкости ограждающих конструкций и дверей, и, в принципе, такое решение возможно.
Вопрос: Как убрать рабочие места МГН с объекта? Общежитие квартирного типа.
Ответ: Согласно п.9.3 СП 59.13330.2020 число и виды рабочих мест для инвалидов устанавливаются заданием на проектирование в соответствии с действующим законодательство в сфере труда и занятости.
Согласно ст.13, ст.25, ФЗ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
При этом согласно ст.21 ФЗ от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
То есть для численности работников более 100 человек в обязательном порядке необходимо предусматривать рабочие места для инвалидов, процент которого определяется субъектом РФ. При численности работников от 35 до 100 необходимость квотирования устанавливает субъект РФ. Исходя из этого, следует, что если в регионе расположения объекта квота для работников с численностью персонала более 35 человек установлена, то в проектной документации должны быть предусмотрены рабочие места для инвалидов. Если нет, то оснований предусматривать такие рабочие места нет необходимости. В задании должно быть указано, что рабочие места не предусмотрены согласно законодательству, в сфере труда и занятости.
Вопрос: подскажите, а письмо ВНИИПО является нормативным документом или нет?
Ответ: Нет. Это справочный материал, носящий рекомендательный характер, как частное мнение руководителя подразделения. Однако, во многих регионах на письма ВНИИПО ссылается Госстройнадзор и требует установки в пожаробезопасной зоне 4-го типа (в лестничные клетки типа Л1) противопожарных дверей, хотя ни какими требованиями СП это не подтверждается.
Вопрос: Я только что прошла 6 гос. экспертиз по малоэтажным жилым домам. Доступ обеспечивали с помощью наклонных платформ, монтируемых на лестничные марши.
Ответ: Очень многое зависит от вашего региона и принятых в нем правил работы гос.органов. Единого мнения по платформам нет. Во-первых, согласно п.4.4.9 СП 1.1313.2020 в лестничных клетках не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Во вторых, так как в разложенном виде подобная конструкция заужает (а то и полностью перекрывает) пути эвакуации, что влечет намного больше негативных последствий, чем отсутствие доступа МГН группы М4 туда, где он может вообще никогда не появиться, специалисты по пожарной безопасности нашего региона против такой практики и подобные платформы применяются лишь на лестницах не уже 2,4 м (ширина лестницы – из расчета: ширина платформы + ширина пути эвакуации).
Вопрос: У нас государственная экспертиза пропустила на лестничной площадке зону МГН без каких-либо специально выделенных стен причем это было муниципальное жилье с перечнем МГН по группам мобильности. Да, если этого не указано в СП. Я его прикладываю в ПЗ в качестве приложения и эксперт больше не задает вопросов.
Ответ: Очень многое зависит от региона и принятых в нем правил работы гос.органов. В нашем регионе специалисты по пожарной безопасности просят выделить лестницы в лестничную клетку со своими ограждающими конструкциями, руководствуясь тем, что нужно обеспечить хотя-бы минимальную незадымляемость в пожаробезопасной зоне, чтоб дым из квартиры не валил сразу в лестницу и не мешал эвакуации с этажей. Однако, четких указаний на такое трактование нет. Это лишь практика нашего региона.
Вопрос: В общественном здании с двумя выходами с этажа, можно устраивать 1 зону безопасности или нужно 2?
Ответ: В соответствии с требованиями п.6.2.25 СП 59.13330.2020 на путях эвакуации следует предусматривать не менее одной пожаробезопасной зоны на этаж в пределах помещений одного пожарного отсека для инвалидов, которые не могут эвакуироваться самостоятельно.
При размещении пожаробезопасной зоны в отдельном помещении следует предусматривать выход из этого помещения:
• в лифтовой холл, отвечающий требованиям настоящего пункта;
• в незадымляемую лестничную клетку непосредственно или через коридор;
• на лестницу 3-го типа - через воздушную зону.
Следует учесть п.9.3.1 СП 1.13130.2020, где сказано, что места обслуживания и постоянного нахождения МГН, относящихся к группам М2-М4, должны располагаться в непосредственной близости (не более 15 м) от выходов из помещений.
Максимальное расстояние путей эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до эвакуационного выхода с этажа здания (в том числе в пожаробезопасную зону) следует определять в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 30 июня 2009 года N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
В случае если расстояние от дальнего помещения до выхода в зону безопасности превышает требуемое, следует предусматривать дополнительную зону безопасности для МГН в соответствии с СП 1.130130.2020.
Вопрос: Каким образом обеспечить доступ МГН4 в многоквартирный жилой дом без лифта (жилье коммерческое) если в ТЗ приписывается отсутствие инвалидов, т.е. остается гостевой режим.
Ответ: Согласно п.6.1.1 СП 59.13330.2020 в жилом здании доступными должны быть все подъезды. Поэтому, в соответствии с заданием на проектирование, организуем доступ для МГН группы М4 в подъезд на 1 этаж здания (по требованию п.6.1.1 СП 59), для остальных категорий – М1-М3 – на все этажи здания, по лестнице. В соответствии с требованиями табл. Б.2 СП 59.13330.2020 и табл. 21 СП 1.13130.2020 для зданий функциональной пожарной опасности Ф 1.3 (здания жилые многоквартирные) расчетное число мест, помещений для МГН, посетителей групп мобильности М2-М4, принимается в соответствии с заданием на проектирование.
Вопрос: В соответствии с СП в многоподъездном малоэтажном жилом доме в каждом подъезде нужно устанавливать подъёмник по сложной траектории (а они дорогущие и финансовая нагрузка ляжет на покупателя) даже если гипотетический инвалид-колясочник там никогда не появится?
Ответ: Требования установки подъемника в многоквартирном жилом доме в СП 59.13330.2020 отсутствуют. Вопросы доступа МГН в жилой дом решаются заданием на проектирование, в соответствии с табл. Б2 СП 59.13330.2020. Поэтому, в соответствии с заданием на проектирование, организуем доступ для МГН группы М4 в подъезд (по требованию п.6.1.1 СП 59), для остальных категорий – М1-М3 – на все этажи здания, по лестнице.
Вопрос: По обеспечению доступа МГН4 в многоквартирный жилой дом без лифта там не проживающих МГН.
Ответ: В соответствии с требованиями табл. Б.2 СП 59.13330.2020 для зданий функциональной пожарной опасности Ф 1.3 (здания жилые многоквартирные) расчетное число мест, помещений для МГН, посетителей групп мобильности М2-М4, принимается в соответствии с заданием на проектирование. Поэтому, в соответствии с заданием на проектирование, организуем доступ для МГН группы М4 в подъезд (по требованию п.6.1.1 СП 59), для остальных категорий – М1-М3 – на все этажи здания, по лестнице.
Вопрос: Если проектируются новые (не реконструкция) офисные помещения, и они располагается на двух этажах с лестницей в составе каждого офиса. И заданием на проектирование не предусматривается создание рабочих мест МГН группы М4. Имеется ли необходимость в устройстве подъемников и ПБЗ для МГН?
Ответ: В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф4.3 согласно таблице Б.2 СП 59.13330.2020 расчетное число мест, помещений для МГН, посетителей групп мобильности М2-М4 определяется заданием на проектирование.
Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Поэтому, исходя из условий работы офисного здания доступ МГН группы М4 должен быть предусмотрен на 1 этаж здания (при необходимости – предусмотрено помещение, выполненное согласно п.8.1.11 СП 59.13330.2020), для групп мобильности М1-М3 – доступ на все этажи здания по лестнице.
Вопрос: Для кольцевого коридора должны ли предусматриваться разъездные участки шириной 1,8м и если да, то какое количество таких участков?
Ответ: Если предусмотрено наличие на этаже не менее 2-х инвалидов-колясочников, то согласно п.6.2.1 СП 59.13330.2020: пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
Ширина путей движения (в коридорах, галереях и т.п.) должна быть не менее 1,8 м, допускается ширина коридора 1,5-1,2 м с организацией разъездов (карманов) для кресел-колясок длиной не менее 2 м при общей с коридором ширине не менее 1,8 м в пределах прямой видимости следующего кармана.
Если на этаже по расчету (или по заданию на проектирование – в зависимости от функционального назначения здания) присутствует 1 человек группы мобильности М4, то предусматривать разъезды (карманы) не требуется.
Вопрос: Проектирование ведется по 985 пп, то есть СП 59.13330.2016 года. Экспертиза обязывает организовать доступ в коммерческий паркинг 5 этажный МГН категорий М1. Насколько правомерно это требование?
Ответ: Для организации доступа и эвакуации МГН группы М1 не требуется создания каких-либо дополнительных условий, так как группа М1 – это не инвалиды, а люди со сниженной мобильностью: люди старшего возраста, беременные женщины, люди с детьми дошкольного возраста, слабослышащие и т.п., которые и так должны иметь доступ. Ранее (во время действия СП 59.13330.2016) в ПД так и писали: для МГН группы мобильности М4 (инвалидов-колясочников) доступ организован туда-то и так-то, для остальных категорий граждан (посетителей) – на все этажи здания (кроме технических) таким-то путем. Сейчас фраза «остальных категорий граждан» заменена на «МГН групп мобильности М1-М3», но суть осталась та же.
Вопрос:
На каких условиях -по умолчанию или по заданию на проектирование, создавать доступность для лиц с инвалидностью и иных МГН в зданиях без вертикального транспорта с учетом их безопасности, особенно для лиц, имеющих затруднения в перемещении по лестницам?
Ответ:
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
В соответствии с требованиями п.6.1.1 СП 59.13330.2020: в общественном или производственном здании должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Согласно п.8.1.2 СП 59.13330.2020 в зданиях без вертикального транспорта (лифтов) при реконструкции должны быть предусмотрены условия разумного приспособления и обеспечения целевого обслуживания МГН.
Хоть пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 и предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, иногда самостоятельный доступ невозможен, как, допустим, в жилых домах этажностью 3-4 этажа, в которых устройство лифта не требуется по нормам проектирования (см. п.4.8 СП 54.13330.2016).
На практике в таких случаях предусматривается доступ МГН по заданию на проектирование: для группы мобильности М4 – на 1 этаж в подъезд (по требованию п. 6.1.1 СП 59.13330.2020), а для групп мобильности М1-М3 – на все этажи по лестничным клеткам здания. Данное задание, при необходимости, согласовывается с органами социальной защиты населения в данном населенном пункте.
Вопрос:
При разработке проектной документации жилого здания, реализуемого на частные средства заказчика, допустимо ли не предусматривать доступ МГН в здание и не предусматривать соответствующие системы безопасности, если квартиры для проживания МГН не предусмотрены заданием на проектирование.
Ответ:
В соответствии с требованиями п.6.1.1 СП 59.13330.2020: в общественном или производственном здании должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. То есть доступ в здание должен быть предусмотрен для МГН всех групп мобильности.
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность квартир должна обеспечиваться.
Устройство систем безопасности и пожаробезопасных зон зависит от объемно-планировочных решений здания.
Если в здании предусмотрен лифт, то, соответственно, есть возможность доступа на все этажи этого здания для МГН группы мобильности М4. А где есть доступ, там должна быть и эвакуация (см.п.9.1.2 и 9.1.3 СП 1.13130.2020). То есть, в соответствии с требованиями п.9.2.4 СП 1.1313.2020 на этажах здания должны быть предусмотрены пожаробезопасные зоны.
При отсутствии возможности доступа МГН группы М4 на этажи здания (отсутствие лифта) в соответствии с п.9.2.4 СП 1.13130.2020 пожаробезопасные на этажах жилого здания можно не предусматривать.
Вопрос:
В многоквартирном многоэтажном жилом доме с подземной автостоянкой под ним, без парковочных мест для МГН, но с кладовками для жильцов, надо ли согласно разделу 9 СП 1 предусматривать доступ и зоны безопасности для инвалидов?
Ответ:
Пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
Так как кладовые и парковка, предусмотренные для жильцов, не имеющих в своем составе МГН группы мобильности М4 и М2 (по заданию на проектирование), то доступ в паркинг и к кладовым должен быть предусмотрен для МГН групп мобильности М1-М3.
Согласно п.9.2.4 СП 1.13130.2020 пожаробезопасные зоны следует предусматривать на всех этажах здания, куда обеспечивается доступ МГН группы М4, если их эвакуация за пределы здания не обеспечена иным способом (пандусы и т.п.).
Другими словами, если доступ МГН группы М4 заданием на проектирование и объемно-планировочными решениями не предусмотрен (отсутствует лифт), то можно считать, что отсутствие пожаробезопасной зоны обосновано.
Вопрос:
Можно ли менять габариты входного тамбура?
Ответ:
Согласно п.6.1.8 СП 59.13330.2020: глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м при ширине не менее 1,6 м. То есть четко прописаны размеры по длине и ширине.
Пункт 6.1.8 СП 59.13330.2020 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815.
При реконструкции необходимо обеспечить в тамбуре минимальное свободное пространство для разворота кресла-коляски между дверями по 6.2.1, не пересекающееся с зоной движения двери, открывающейся внутрь тамбура. Свободное пространство со стороны ручки двери должно быть: при открывании от себя - не менее 0,3 м; при открывании к себе - не менее 0,6 м.
Согласно п.6.6 СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (который включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 N 687) планировка внутренних тамбуров (тамбур-шлюзов) должна соответствовать требованиям к входным тамбурам, см. таблицу А.2 и рисунки В.18, В.20, В.21.
При стесненных условиях возможным применение тамбуров с размерами, согласно СП 136.13330.2012, при согласовании объемно-планировочных решений с местными органами социальной защиты населения.
Вопрос:
Семнадцатиэтажный жилой дом оборудован двумя лифтами, соответствующими требованиям по доступности МГН группы М4. Лифт имеет остановки на всех этажах, кроме первого. Допустимо ли не обеспечивать доступ МГН М4 на первый этаж, т.к. дополнительный подъемник установить невозможно?
Ответ:
Исходя из вопроса могу предположить, что первый этаж имеет разницу отметок между входным тамбуром и вне квартирным коридором жилой части здания и на перепаде высот предусмотрено устройство ступеней для доступа к квартирам, а пандус или выход из лифта на данном участке объемно-планировочными решениями не предусмотрены.
В данном случае нужно обратить внимание на задание на проектирование.
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
При отсутствии в задании на проектирование требований к устройству квартир для МГН группы мобильности М4 и М2 (частично) на первом этаже жилого здания (при сохранении возможности доступа туда для МГН групп мобильности М1-М3), доступ МГН группы М4 в жилые квартиры на 1 этаже здания можно не предусматривать.
Из опыта работы: бывало, что требовалось согласовании этого задания с органами социальной защиты населения в данном населенном пункте, иногда в таких случаях, по рекомендациям органов социальной защиты населения, делались откидные инвентарные пандусы в нишах стен.
Вопрос:
Многих заказчиков интересует вопрос, как минимизировать расходы на данные мероприятия. Ведь далеко не всякий объект, по факту, будут посещать МГН. Однако, согласно законодательству, мероприятия по обеспечению доступа МГН обязательны. Например, спортивный зал с тренажерным залом на 2-м этаже. Для доступа на 2-й этаж нужно предусмотреть лифт со всеми вытекающими, т.к. другие варианты в новых зданиях не допускаются.
Ответ:
Пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Для спортивного зала: в соответствии с требованиями п.8.5.4 СП 59.13330.2020. Следует обеспечивать доступность для МГН во все вспомогательные помещения в учебно-тренировочных физкультурно-спортивных сооружениях: входные и рекреационные помещения (вестибюли, гардеробы, зоны отдыха, буфеты), блоки раздевальных, душевых и санузлов, тренерские и учебно-методические помещения, медико-реабилитационные помещения (медицинские комнаты, сауны, массажные и др.) с учетом положений (3)
(3) - это «Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов», утвержденный Министерством спорта РФ Приказом от 9 июля 2014 года N 578.
В соответствии с этими «Методическими рекомендациями» для доступа на этажи здания возможно использование лестничных подъемников, без устройства лифтов.
Однако, необходимо помнить, что при обеспечении доступа требуется и обеспечение эвакуации - устройство пожаробезопасных зон в соответствии с требованиями п.9.2.4 СП 1.13130.2020. Тип противопожарной зоны выбирается в соответствии с требованиями п.9.2.1 и 9.2.6 СП 1.13130.2020.
Вопрос:
Необходимость применения тактильной напольной плитки внутри здания. В как объеме нужно выполнять требования СП и ГОСТа по устройству плитки, если в ЗНП об этом ничего не сказано.
Ответ
Согласно п.6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по заданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70 м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры (непрерывные линии стен, поручни, ограждения).
Вопрос:
Нужно ли выполнять все требования (шрифт Брайля, световые/звуковые маячки, контрастные двери и т.д.) СП 59, как узнать в каком объеме они должны быть выполнены? В жизни не встречал помещения с полным набором по всем требованиям.
Ответ:
Пункты 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9 СП 59.133302020 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815.
Следовательно, Технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п
Требования к размещению информационных и сигнальных устройств, средств и их систем на участках, входных узлах, в функциональных помещениях, зонах и узлах обслуживания указаны в соответствии с п.10 и Приложением А СП 136.13330.2012 здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения. Данный СП включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 N 687.
Вопрос:
Какими средствами можно заменить пандус в том случае, где его не устроить для обеспечения доступа инвалидов?
Ответ:
В соответствии с требованиями п 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать:
• пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
• платформы подъемные с вертикальным перемещением при перепаде высот до 3,0 м*; (допускается устройство лифтов).
Согласно п. 5.1.19 СП 59.13330.2020 в габаритах прохожей части пешеходных путей следует исключать применение аппарелей.
П.6.1.2 СП 59.13330 .2020 также не предусматривается возможность использования аппарелей на входных площадках здания.
Подъемную платформу и инвентарный пандус в соответствии с пунктом 6.2.9 допускается применять только при реконструкции здания, его приспособлении и на объектах культурного наследия.
Из опыта работы: все перечисленные средства вертикального перемещения используются при согласовании соответствующего задания на проектирование в местных органах социальной защиты населения.
Вопрос:
Если нет лифта, и по нормам он не обязателен, как обеспечить доступ инвалидов на верхние этажи жилого дома?
Ответ:
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
Хоть пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 и предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, иногда самостоятельный доступ невозможен, как, допустим, в жилых домах этажностью 3-4 этажа, в которых устройство лифта не требуется по нормам проектирования (см. п.4.8 СП 54.13330.2016).
На практике в таких случаях предусматривается доступ МГН по заданию на проектирование: для группы мобильности М4 – на 1 этаж в подъезд (по требованию п. 6.1.1 СП 59.13330.2020), а для групп мобильности М1-М3 – на все этажи по лестничным клеткам здания. Данное задание, при необходимости, согласовывается с органами социальной защиты населения в данном населенном пункте.
Какие требования , при организация зон безопасности для МГН на лестничных клетках типа Л1, доступ в лестничную клетку через лифтовой холл.
Ответ:
Согласно п.9.2.6 СП 1.13130.2020 тип используемой пожаробезопасной зоны для зданий конкретной функциональной пожарной опасности не ограничивается, за исключением пожаробезопасных зон 4- го типа, использование которых допускается только в зданиях класса Ф1.3, при обеспечении нормативного значения параметров эвакуационных путей и выходов, с учетом размещения МГН на площадках лестничной клетки.
Площадь пожаробезопасной зоны должна быть предусмотрена исходя из максимального количества людей, относящихся к МГН, для которых предусмотрена указанная зона, при условии возможности маневрирования. Для зданий класса Ф1.3 – это 1 колясочник на этаже (табл. Б2 СП 59.13330.2020).
Площади горизонтальных проекций людей, относящихся к МГН различных групп, следует принимать в соответствии с «Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 года N 382. Согласно пунктам указанной методики, размеры горизонтальной проекции МГН группы мобильности М4 составляют не менее 0,8х1,2 м.
Таким образом, пожаробезопасная зона 4-го типа, расположенная на площадке обычной лестничной клетки типа Л1 в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, соответствует требованиям СП 1.13130.2020, требуется только увеличить ширину лестничных площадок с учетом размещения там МГН группы М4 на величину не менее 0,8х1,2м.
Каких-либо дополнительных требований к противопожарным мероприятиям по противопожарной защите лестничных клеток типа Л1 предусматривать не требуется (устройство противопожарных дверей на лестничные клетки, противодымная защита лестничных клеток и т.п.).
В соответствии с п.14 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Эвакуационные пути не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:
1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам.
В соответствии с ч.16 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Вопрос:
В соответствие с п. 4.8 СП 54 "лифты следует предусматривать в зданиях с отметкой пола верхнего жилого этажа, превышающей уровень отметки пола первого этажа на 12 м". Требуется ли обеспечить доступ инвалида-колясочника на этажи выше 1-го при отсутствии лифта?
Ответ:
1. В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
Хоть пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 и предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, иногда самостоятельный доступ невозможен, как, допустим, в жилых домах этажностью 3-4 этажа, в которых устройство лифта не требуется по нормам проектирования (см. п.4.8 СП 54.13330.2016).
На практике в таких случаях предусматривается доступ МГН по заданию на проектирование: для группы мобильности М4 – на 1 этаж в подъезд (по требованию п. 6.1.1 СП 59.13330.2020), а для групп мобильности М1-М3 – на все этажи по лестничным клеткам здания. Данное задание, при необходимости, согласовывается с органами социальной защиты населения в данном населенном пункте.
Вопрос:
В соответствие с СП1 табл. 21 для класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 расчетное количество МГН для жилых домов принимается не менее 1 человека на этаж (этаж секции), при площади не более 550 м2. Какие минимальные габариты и площади необходимо назначать для зоны безопасности МГН в лестничной клетке?
Ответ:
Площадь пожаробезопасной зоны должна быть предусмотрена исходя из максимального количества людей, относящихся к МГН, для которых предусмотрена указанная зона, при условии возможности маневрирования.
Площади горизонтальных проекций людей, относящихся к МГН различных групп, следует принимать в соответствии с «Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 года N 382. Согласно табл.П5.5 прил. N 5 к пп.10-11 указанной методики размеры горизонтальной проекции МГН группы мобильности М4 составляют не менее 0,8х1,2 м.
Таким образом, для пожаробезопасной зоны 4-го типа, расположенной на площадке обычной лестничной клетки типа Л1 в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, требуется увеличить ширину лестничных площадок с учетом размещения там МГН группы М4 на величину не менее 0,8х1,2м.
Вопрос:
В соответствии с п. 9.2.6 СП1.13130.2020 для зданий Ф1.3 допускается использование МГН нового 4 типа пожаробезопасных зон.
Просьба пояснить практические нюансы их применения с размещением в ЛК типа Н2:
- есть ли при этом необходимость применения лифтов для транспортировки пожарных подразделений;
- какими инженерными системами и как эти зоны оборудуются;
- какой принять размер этой зоны для типового подъезда на несколько квартир;
- нужно ли выделять разметкой эту зону на лестничной площадке и т.п.?
1.Если здание проектируется с пожарно-технической высотой до 28м (по п. 3.1 СП 1.13130.2020), то согласно 7.2.6 СП 54.13330.2016, могут предусматриваться Лестничные клетки типа Л1. В зданиях высотой до 50м – согласно п.7.2.11 СП 54.13330.2016 – лестничные клетки типа Н2 или Н3.
Согласно требованиям п.7.15 СП 4.13130.2013, в каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений.
Если вы говорите об эвакуации МГН, то конечной точкой эвакуации для МГН является пожаробезопасная зона.
2. Согласно п.9.2.6 СП 1.13130.2020 тип используемой пожаробезопасной зоны для зданий конкретной функциональной пожарной опасности не ограничивается, за исключением пожаробезопасных зон 4-го типа, использование которых допускается только в зданиях класса Ф1.3, при обеспечении нормативного значения параметров эвакуационных путей и выходов с учетом размещения МГН на площадках лестничной клетки.
Инженерные системы подбираются в зависимости от выбранного типа противопожарной зоны.
3. Площадь пожаробезопасной зоны должна быть предусмотрена исходя из максимального количества людей, относящихся к МГН, для которых предусмотрена указанная зона, при условии возможности маневрирования.
При отсутствии в задании на проектирование квартир для МГН группы мобильности М4, в соответствии с требованиями табл. Б2 СП 59.13330.2020 к зданиям класса Ф1.3 для расчета пожаробезопасной зоны следует учитывать не менее одного инвалида (посетителя) в кресле-коляске на этаж (этаж секции).
Площади горизонтальных проекций людей, относящихся к МГН различных групп, следует принимать в соответствии с «Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС России от 30 июня 2009 года N 382. Согласно табл. П5.5 прил. N 5 к пп.10-11 указанной методики размеры горизонтальной проекции МГН группы мобильности М4 составляют не менее 0,8х1,2 м.
4. Требования к наличию разметки обозначения пожаробезопасной зоны на лестничной площадке жилого здания в СП 59.13330.2020 отсутствуют.
Вопрос:
Требуется ли обеспечить доступ МНГ на первый этаж здания без лифта, если в доме не предполагается проживание инвалидов?
Ответ:
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
В соответствии с требованиями п.6.1.1 СП 59.13330.2020: в жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды (для всех групп мобильности).
Вопрос:
Как можно заменить пандус при перепаде высоты с уровня земли до отм.0.000, если он расположен внутри здания (доборный марш в лестнице 900мм)?
Ответ:
Пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, иногда, как в вашем случае, согласно принятых объемно-планировочных решений самостоятельный доступ невозможен.
На практике в таких случаях предусматривается доступ МГН по заданию на проектирование: для группы мобильности М4 – на 1 этаж в подъезд (по требованию п. 6.1.1 СП 59.13330.2020), а для групп мобильности М1-М3 – на все этажи здания.
Данное задание согласовывается с местными органами социальной защиты населения.
Из опыта работы: бывало, что для доступа на 1-й этаж здания с входной площадки, по рекомендациям органов социальной защиты населения, вдоль марша лестницы делались откидные инвентарные пандусы в нишах стен, для доступа МГН группы М4 с сопровождающим.
Вопрос:
Можно ли не предусматривать зоны мгн при проектировании жилых домов выше 28 метров? Как не учитывать инвалидов, при проектировании и строительстве.
Ответ:
При проектировании и строительстве не учитывать инвалидов невозможно.
Пунктом 4.4 СП 59.13330.2020 предусмотрено обеспечить в зданиях и сооружениях для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно, либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.4.3 СП 54.13330.2016 в задании на проектирование может устанавливаться только наличие или отсутствие квартир для инвалидов группы мобильности М4 и М2 (частично). Для остальных групп мобильности доступность здания должна обеспечиваться полностью.
В соответствии с требованиями п.6.1.1 СП 59.13330.2020: в жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды (для всех групп мобильности).
В здании выше 28 м должен быть предусмотрен лифт. Если предусмотрен лифт, то есть возможность МГН группы М4 попасть на этажи выше 1-го, следовательно, должна быть предусмотрена их эвакуация в пожаробезопасные зоны
Не нашли ответа на свой вопрос?Свяжитесь с нами, и мы предоставим необходимую информацию. |
Задать вопрос
|
Просто расскажите нам о ней!