28 апреля 2025 года вступило в силу Постановление Правительства Москвы № 921-ПП, которое внесло изменения в порядок расчёта обеспеченности населения объектами образования. Документ стал продолжением актуализации градостроительных нормативов, ранее закреплённых в постановлении № 1744-ПП от 30.07.2024.
Что было раньше
До 2025 года проектировщики использовали нормативы обеспеченности в рамках трёх зон города Москвы — 1, 2 и 3. Каждой зоне соответствовал свой минимальный уровень мест в детских садах и школах (на 1000 жителей) и максимально допустимые радиусы доступности объектов. Эти показатели использовались при разработке проектов планировки территории (ППТ), выдаче ГПЗУ, подготовке заключений о реализации комплексного развития территории и других стадиях проектирования.
Дополнительно существовал только один механизм участия застройщика в создании социальной инфраструктуры: строительство объектов или передача помещений городу.
Что изменилось с 28 апреля 2025 года
- Зон стало две вместо трёх
- Обновлены нормативы обеспеченности
- Зона 1 (центральные районы) — нормативы понижаются:
- Зона 2 (новые территории, окраины) — нормативы остаются прежними:
- Новый механизм участия застройщика
- Дополнительные обязательства для застройщиков
- При благоустройстве за пределами участка — доплата +5%.
- При реализации инфраструктурных соглашений — применяется коэффициент 1,2 при расчёте суммы обязательств.
- Обязательное предоставление банковской гарантии — не только на основную сумму, но и на возможные штрафы.
- Ограничения по применению новых правил
- ППТ и ДПТ, утверждённые до вступления постановления в силу.
- Объекты в рамках КРТ, по которым уже принято решение о реализации или об условиях договора.
Городская территория теперь делится не на три, а на две укрупнённые зоны. Это упрощает расчётные процедуры, но одновременно повышает требования к объектам в зонах с низкой плотностью застройки (прежняя зона 3 вошла в новую зону 2).
— Школы: было 105 мест / стало 90 мест на 1000 жителей.
— Детсады: было 46 мест / стало 44 места на 1000 жителей.
— Школы: сохраняется 124 места / 1000 жителей.
— Детсады: сохраняется 63 места / 1000 жителей.
Что это значит: теперь для объектов в зоне 2 потребуется более высокая обеспеченность школами и садами, а для центра — возможны проекты с меньшим объёмом социальной инфраструктуры при тех же показателях плотности.
Введён альтернативный способ компенсации дефицита мест — перечисление средств в бюджет Москвы. Это решение принимается по согласованию с Департаментом образования и науки Москвы и отражается в расчётах при подготовке ППТ, заключений о реализации КРТ и иных документах.
Новые нормативы не распространяются на:
Как это повлияет на проектировщиков
- Актуализация расчётов
- Новые условия для ППТ и ГПЗУ
- Перерасчёт обязательств.
Теперь необходимо ориентироваться на две зоны, новые нормативы обеспеченности и новые механизмы участия застройщика. Проектировщикам следует заранее уточнять зону расположения объекта и учитывать возможные способы компенсации дефицита.
Снижение нормативов для центра позволяет более гибко подходить к параметрам плотной городской застройки. А в зонах с повышенными требованиями потребуется заранее просчитывать соответствие всем показателям, включая территориальную доступность.
Если раньше расчёты участия застройщика были прямолинейными, теперь они требуют применения коэффициентов, формального заключения соглашений и дополнительных финансовых инструментов (например, банковской гарантии).
Заключение
Постановление №921-ПП — это шаг к гибкой и адресной политике в градостроительном планировании. С одной стороны, оно упрощает структуру расчётов, с другой — ужесточает требования в развивающихся территориях. Проектировщикам важно использовать обновлённые нормативы уже сейчас — они определяют, какие параметры будет считать допустимыми ГЗК, Департамент образования и другие ведомства.
Если вы разрабатываете проекты планировки, оформляете условия КРТ или участвуете в подготовке инвестиционных проектов — обновите методику расчётов и подходы к проработке образовательной инфраструктуры. Это сэкономит время на согласованиях и поможет избежать необходимости переработки ППТ уже на стадии публичных слушаний.